452570 Республика Башкортостан
Белокатайский район с.Ургала
ул Газовиков 6
тел.8347-50-24-8-01

 
 МБОУ СОШ С.УРГАЛА
САЙТ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ ГАЙНУТДИНОВОЙ ЛИРЫ РИФОВНЫ 
Приветствую Вас Гость | RSS 

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Тема: Александр Порфирьевич Бородин и главная тема его творчества.
09.02.2016, 13:29

Тема: Александр Порфирьевич Бородин и главная тема его творчества. (Открытый урок в 6 классе)

 

 Общая цель:   Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки и  в интегративных   связях  с  ИЗО, литературой, историей.  

Цели:

 а)  Эмоциональное  воспитание(Воспитывающие): воспитание эстетической культуры, эмоциональной культуры, культуры слушания и культуры ответов. 

б) Обучающие восприятиеРазвитие художественного  мышления через    интегративные  связи,  умение сопоставлять зрительные и слуховые впечатления, закрепления знаний через фронтальный опрос, тестирование, работа в группах по карточкам, иллюстрация на тему урока.

в) Развивающие: развитие слушательской культуры; образно-ассоциативного мышления, развитие эмоционально-личностного переживания произведений искусства.

Этапы  урока:

1.  Организационный этап

2. Актуализация знаний

3. Физкультминутка

4. Изучение новой темы

5.Вокально-хоровая деятельность

6.Закрепление нового материала

7. Домашнее задание

 

Основные понятия темы: квартет, симфония, репродукция, экспозиция.

Музыкальный материал: Струнный квартет №2,  симфония №2 «Богатырская» (экспозиция 1 часть), песня «Моя Россия»

Зрительный ряд: И.Глазунов «Князь Игорь», В.М.Васнецов «Три богатыря» М.А.Врубель «Богатырь», Н.К.Рерих «Русская сила богатырская»

1.Организационный этап.

Вход в класс, приветствие, посадка.

2. Актуализация знаний

Учитель:

-Ребята, давайте вспомним, что такой квартет? (это ансамбль и 4-х музыкантов)

-Правильно. А какие бывают квартеты? (арфа, флейта, кларнет, скрипка; 4 трубы; и тд.)

- Вы просто молодцы, что запомнили виды квартетов. Но мы еще говорили с вами, что такие квартеты встречаются крайне редко. Зато в прежние времена и в наши дни композиторы сочиняли струнные квартеты. (Струнные, потому что в исполнении этого квартета используются струнные музыкальные инструменты. Это- 2 скрипки, альт и виолончель.)

                     Взгляните на экран. ( Слайд 1. Рисунки музыкальных инструментов струнного квартета. Приложение 1)

 

Учитель:

- А в литературе вам не встречался квартет?

Ответы детей (в басне Крылова)

                                   Слайд 2.Изображение Крылова

Учитель:

-Да, в басне Крылова как раз идет разговор про струнный квартет. Крылов называет виолончель басом, так как он самый низкий басовый инструмент.

                                                          (Ученик читает басню Крылова)

                                               Слайд 3.Рисунок их квартета.

Учитель:

- А как в этой басне высказывается главная мысль? («Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье и уши ваших понежней»  Важно не только уметь играть, но и иметь способности)

Учитель:

-Верно. А сейчас послушаем, как же звучит струнный квартет

                      (Звучит отрывок из  квартета  №2 А.П.Бородина)

Учитель:

-Какой характер носит музыка этого квартета? (мягкая лиричность, напевность) А сейчас я познакомлю вас с композитором, который написал это прекрасное произведение. Но прежде - отдохнем.

    3.Физкультминутка.

4.Изучение новой темы

                                        Слайд 3.Фотографии  Бородина

Учитель:

   - Александр Порфирьевич Бородин-русский композитор, ученый-химик. Родился в 1833году в   Петербурге, умер 1887г. Он окончил Медико-хирургическую академию, доктор медицины,  профессор, академик. Занимался научной и общественной деятельностью. Автор более 40 работ по химии. Его творческое наследие не велико по объему, но является ценным вкладом в развитие русской музыкальной классики.

Сегодня мы с вами уже познакомились с его одним творением, но я бы хотела познакомить еще одним из самых значительных его произведений с оперой «Князь Игорь». В основе этой оперы лежит эпос «Слово о полку Игореве»

                             Слайд №4.Репродукция И.Глазунова «Князь Игорь»

 

Главная тема его творчества - величие русского народа, любовь к Родине  и свободолюбие. Еще одна тема встречается почти во всех его произведениях - это «богатырская» тематика. Именно им он посвятил свою вторую симфонию, которая так и называется «Богатырская». А кто такие богатыри? (могучие защитники земли Русской от чужеземцев)  В первой  части  композитор хотел показать собрание русских богатырей, а в финале – сцену богатырского пира «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы».

                                             Слайд№5.Репродукции  картин

    а) Васнецов. «Три богатыря»

                б) М.А.Врубель «Богатырь»

                в) Н.К.Рерих «Русская сила богатырская»

        Учитель:

        -Сегодня мы с вами послушаем экспозицию 1части симфонии                                                                                (слушание симфонии «богатырская» часть 1)

Учитель:

- Удалось ли А.П.Бородину «нарисовать собрание русских богатырей», и какими он их изобразил? (необычайно стойкие, сильные и решительные, готовые в любую минуту бросится на могучий призыв, боевой клич)

-А сейчас я предлагаю вам вспомнить песню «Моя Россия» (сл.Н.Соловьевой    муз. Г.Струве.)  

 

 

5.Вокально-хоровая работа:

Распевка. Д.Кабалевский «Мы спокойные ребята»

Исполнение песни «Моя Россия»

(При исполнении песни уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняют песни о Родине)

6. Закрепление нового материала

-Сегодня мы на уроке снова пополнили свой музыкальный багаж. С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке? Чему научила нас музыка сегодня?

 (Самым активным участникам урока выставляются оценки)

            7.Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Русская сила богатырская»

Категория: Мои файлы | Добавил: liragai
Просмотров: 189 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт
Поиск
МОИ ПАРТНЁРЫ
Башкирский институт развития образования-http://www.irorb.ru
Федеральный институт развития образования-   http://www.firo.ru
  Сообщество взаимопомощи учителей
                   http://pedsovet.su/                     
МБОУ СОШ с.УРГАЛА 
 сайт Гайнутдиновой Лиры Рифовны  
lira_gr@mail.ru 
Copyright MyCorp © 2025